Конечные цели. Наша цель – Коммунизм

Наша цель - Коммунизм. Общество всеобщей справедливости. Общество, где ни один человек не будет паразитировать на других. Общество, где труд на благо общества будет в жизни каждого высшей целью и высшим удовлетворением. Общество, где накопление материальных благ перестанет быть смыслом жизни, где человек будет есть, чтобы жить и творить, а не жить для того, чтобы есть.

Опыт СССР и развитие технологии показывают, что построение материально-технической базы коммунизма - не проблема. Эта база практически уже была создана в СССР, она давала каждому человеку средства полноценного питания, комфортность условий жизни в тяжелой по климату стране, необходимые условия для разнообразного отдыха.

Главное условие коммунизма - это решение проблемы воспитания людей. До тех пор, пока подавляющее число всего населения страны не станет людьми, разговаривать о сроках построения коммунизма смешно и бессмысленно.

Но как воспитать коммунистического человека? В СССР, казалось бы, предпринималось все возможное для этого. Начиная с детского сада, маленькому человеку рассказывали о том, что надо быть коллективистом, делиться с другими, не жадничать, ограничивать свои потребности. Назвать товарища «единоличник» - это было оскорблением на грани фола.

Это же продолжало говориться ему и в школе, и в детских организациях, в которые записывали практически всех – в октябрятах и пионерах. И уж точно, в каждой семье родители наставляли детей – не врать, не подличать, быть честными и добрыми. Писалась масса книг, выходили на экраны мультипликационные, художественные фильмы. Однако результат был незавиден. Казалось, откуда только брались в советском обществе – обществе строителей коммунизма все пороки обществ прошлых эпох – лень, стяжательство, корысть, подлость и безответственность, наплевательское отношение к делу и к другим людям? Критики СССР и социализма ответ находили в неизменной и порочной сущности человека, которая, проявляясь как его природа, делает бессмысленным попытки воспитать из каждого ребенка человека высоких моральных качеств. Но сущность человека – это, во-первых, не нечто данное от природы, и, во-вторых, не нечто неизменное.

« .Сущность человека,— писал К. Маркс,— не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

А, следовательно, те проявления подлости и корысти обуславливаются общественными отношениями, которые их тем или иным образом порождают. И важнейшая роль среди всех таких отношений принадлежит отношениям производственным, складывающимся в условиях общественного производства между людьми, в нем участвующими. Именно они не просто влияют на поведение человека, а, в конечном счете, определяют это поведение, определяют помыслы и стремления людей. И если производственные отношения основаны на эксплуатации человека человеком – что удивляться, что они порождают в душах людей корысть и подлость, бесчестность и безответственность. Но пытаться найти корень проблем воспитания коммунистического человека в особенностях производственных отношений в СССР мешала господствующая идеология и интересы определенного класса людей. Если признать, что причина неудач воспитания обусловлена не “наследием проклятого прошлого”, а особенностями производственных отношений господствующего в СССР способа производства – а именно, то, что основан он на эксплуатации человека человеком, тогда неизбежно возникают тяжелые вопросы – а действительно ли в СССР построен социализм, и реальны ли перспективы построения коммунизма? Ответа на эти вопросы ни официальные идеологи, ни руководители СССР дать не могли и не хотели, и поэтому жестко блокировали даже попытки их задавать. (Подробнее о сути сложившегося в СССР общественного строя было сказано в части I «Марксизм. Перезагрузка!»).

Перейти на страницу: 1 2